8 октября интересная беседа-игра состоялась для пятиклассников школы № 17. Им рассказали о пользе словарей и уникальном наследии Владимира Даля.
Вместе с ведущей, главой методико-библиографического отдела, школьники разобрались, как «работают» словари. А также сопоставили, в чем похожи словари и часы: они, так или иначе, передают приметы времени, а еще нам полезно почаще обращаться и к тем, и к другим! Вспомнили разновидности словарей, заодно узнали новые понятия из науки. Так, усвоили, что такое лексикография, как действует исследователь-лексикограф. Оказалось, это вовсе не «кабинетная» работа. Чему свидетельство – биография Владимира Ивановича Даля.
Ребята, следя по слайдам на экране, подробно познакомились с этой насыщенной биографией (из презентации следовало, что Даль побывал гардемарином и мичманом, путешественником, этнографом, хирургом действующей армии, чиновником по особым поручениям – словом, видел самую разную жизнь и людей). Записи его «путевых» лексикографических исследований хранились и перевозились в нескольких сундуках. Он также сочинял сказки и повести, был близким другом Александра Сергеевича Пушкина. Составляя в отставке будущий «Толковый словарь живого великорусского языка», он провел работу, сопоставимую с трудами целой команды академических специалистов.
Ребята позанимались со словарем Даля, с лексикой его поры. Для этого, символически разделившись на команды, выполняли интересные задания: искали значения слов, «переводили» словарные статьи на язык пантомимы (пятиклассникам пришлось избочениться, повернуться одесную, встать фертом и показать длань). А еще определяли с Далем, как называются лошадиные масти. И, наконец, разделили по колонкам старинные или редкие названия животных и растений.
Оказалось, что словари – это не скучно, а очень интересно! Дети с удовольствием участвовали в познавательной игре, рассматривали современные иллюстрации к новейшим изданиям словаря.
А также самостоятельно с интересом нашли у Даля словарную статью «Рязань» – и это не было название города. Предлагаем читателям самим поинтересоваться, как толковали данное слово современники Даля!