23 ноября интерактивное занятие состоялось для четвероклассников школы № 1. Оно посвящалось уникальному наследию автора «Толкового словаря живого великорусского языка».
Ведущая поговорила с ребятами о разновидностях словарей. Словарь сравнили с часами: полезно пользоваться им почаще. Четвероклассники назвали известные им виды словарей и справочников, а потом познакомились с наукой-лексикографией, с профессией лексикографа. Это совсем не «кабинетная» профессия – это труд для деятельного наблюдателя, для того, кто зорко видит жизнь и время, природу и детали быта.
Чему свидетельство – биография Владимира Ивановича Даля. Его жизнь подробно описали с помощью слайдов, представив исследователя многогранным и любознательным человеком, путешественником, обладателем разных профессий, истово посвятившим себя изучению родного слова. Составляя, уже в отставке, будущий «Толковый словарь живого великорусского языка», он провел работу, сопоставимую с трудами целой команды академических специалистов.
Ребята рассмотрели новейшие издания Даля с красочными иллюстрациями. Они позанимались по словарю с лексикой той поры. Разделившись на команды, выполняли нескучные задания: искали значения заданных слов, показывали архаизмы с помощью пантомимы (пятиклассникам пришлось избочениться, повернуться одесную, встать фертом и показать длань). Разобрали по словарю Даля, чем различаются лошадиные масти. Определяли и распределяли по колонкам редкие и старинные названия животных и растений.
Дети выяснили, что чтение словаря – это увлекательно, познавательно, а еще это тренировка нашей наблюдательности, нашей способности выразить собственные впечатления и чувства. Язык – живой, со времен Даля он и дальше развивался без остановки, и, надеемся, школьникам будет любопытно подмечать его изменения и в наши дни.