«Когда жизнь – подвиг и пример…»

Мальчишки и девчонки из 2-х и 3-х классов школы № 18 отлично провели каникулы и очень соскучились по нашей библиотеке! Первое мероприятие для них в новом году было посвящено известному писателю, классику детской литературы Аркадию Петровичу Гайдару. Его день рождения мы отмечаем 22 января.

Гайдар был удивительным человеком – веселым и очень доверчивым, жизнерадостным и прямодушным, принципиальным и требовательным не только к другим, но и к себе.

Из беседы и презентации ребята узнали, что настоящая фамилия писателя Голиков, а псевдоним «Гайдар», он взял себе уже взрослым. Что значит это странное слово – «гайдар»? Легенда гласит, что, когда в давние времена воины-конники шли в поход, они высылали вперед всадника. Скачущий впереди всех всматривался в неизвестную даль, куда держал путь отряд, он и назывался гайдаром.

Ребята с удовольствием послушали рассказ о том, каким Аркадий был в детстве, кто были его родители. Узнали, где он родился, чем он увлекался, как учился и какие события происходили в это время…

Когда Аркадию исполнилось восемь лет, началась Первая мировая война и отца забрали на фронт, дома оставались сам Аркаша, мама и три сестры. Время было трудное и суровое, несколько раз Аркадий пытался убежать к отцу, но каждый раз его возвращали домой. Он писал трогательные письма: «Как ты живешь, милый папочка? Нет ли у тебя чего нового? Если приедешь после сентября, привези мне чего-нибудь с войны, а то Тренину прислали винтовку, а у Хоматьяна их 8 штук…!».

Учился подросший Аркадий в училище. Он очень любил читать и поэтому чаще других получал «пятёрки» по литературе, занимался в театральном кружке.

За свою жизнь Гайдар был свидетелем и участником трех войн. О своей яркой жизни он говорил: «Не биография у меня необыкновенная, а время необыкновенное. Обыкновенная биография в необыкновенное время».

Современному поколению мальчишек и девчонок трудно представить, что Аркадий Гайдар в 14-летнем возрасте все же вступил в ряды Красной Армии, был участником Гражданской войны. Не по годам рослый, крепкий подросток выглядел старше своих лет. И уже в 16-летнем возрасте командовал полком! После он учился на командных курсах, в стрелковой школе, затем воевал на многих фронтах.  Гайдар любил Красную Армию и думал остаться военнослужащим на всю жизнь. Но из-за ранений и контузии тяжело заболел, был комиссован и отправлен в запас С тех пор Аркадий Гайдар стал писать книги.

Так появляются его замечательные произведения «На графских развалинах», «Четвертый блиндаж», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Дым в лесу», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», перед самой Великой Отечественной войной была написана повесть «Тимур и его команда».

Когда началась война, А. Гайдар ушёл на фронт добровольцем, в качестве корреспондента. Погиб он 26 октября 1941 года на Украине, сражаясь в партизанском отряде, недалеко от города Канева. Посмертно за смелость и отвагу был награжден орденом Отечественной войны I степени.

…А чуть ранее, в канун войны в 1941 году, была написана очень мудрая, поэтичная и глубокая сказка-притча «Горячий камень». Слова старика – главного героя произведения можно отнести и к участи самого А. Гайдара: «Надо суметь одну свою жизнь прожить, так как надо: жить ясно и честно, быть достойным своей страны».

Внимательно и с большим интересом ребята посмотрели диафильм «Горячий камень» и затем обсудили сказку, ответили на задаваемые вопросы. Дети разглядывали иллюстрации с главными героями и рассказывали о том, как выглядел старик и отчего у него шрам на щеке и хромота; чем он занимался и как зарабатывал себе на хлеб. Вспоминали, как звали мальчика, который залез в колхозный сад, какие поступки совершил Ивашка Кудряшкин, отчего ему за них стыдно.  Обсудили, почему же автор называет Ивашку добрым и благородным и отчего мальчик считал старика несчастным, ничего не зная о нем.

Ребятам были заданы и очень сложные вопросы. Как бы они поступили, если бы отыскали «волшебный» камень? Захотели ли бы изменить свою жизнь? Дети задумались всерьез, включили фантазию, посмотрели в настоящее и в будущее… В ходе разговора все поняли, почему старик не захотел поменять свою хоть и тяжелую, но счастливую участь. Ивашка же, как утверждают дети, не такой уж и плохой мальчик, раз переживает за совершенный проступок, раз ему так хочется помочь старику при помощи горячего камня обрести молодость, здоровье и счастье.

«Жизнь прожить – не поле перейти»… Мальчишки и девчонки поняли, что нужно ценить свою судьбу, не стоит надеяться на волшебство или случай. А чтобы не «потратить» жизнь зря, надо быть добрым, отзывчивым, совершать поступки, за которые не стыдно, которыми, наоборот, можно гордиться!

В конце мероприятия ребята рассмотрели книги с выставки, посвященной А.П. Гайдару, и взяли почитать сказку в школу, обещая нарисовать рисунки.

СЛАЙД-ШОУ

Поделиться: