«Якорь» и «Белая шхуна»: итоги акции «Читаем Анатолия Митяева»

VIII Межрегиональная акция «Читаем Анатолия Митяева» прошла для учащихся школ нашего края и других областей России. Библиотекарям или педагогам предлагалось прочитать с детьми рассказ «Белая шхуна». Это история о верности, символическая сказка о вещах, которые остаются для нас вечно ценными. А еще это напоминание о трагической поре Великой Отечественной войны.

Небольшое произведение помогает ребятам «проникнуть на глубину», благодаря специальным заданиям к тексту, разработанным методико-библиографическим отделом. Так, школьники могли не только поразмыслить над нравственным смыслом «Белой шхуны», но и познакомиться с устройством судна, услышать о судьбе художника Наума Цейтлина, который иллюстрировал рассказ. А еще они узнавали о морских традициях и обычаях, могли самостоятельно изобразить кораблик – и дать ему счастливое имя для столь же счастливой участи.

В акции участвовали 13 школ города, 22 района края. Также, уже традиционно, присоединились 14 регионов России, это и всегда активная Ростовская область, и представители северной столицы, и поклонники Митяева из Карачаево-Черкесской республики и из Бурятии – и не только (всего 3802 участника).

С большим удовольствием, с энтузиазмом библиотеки проводили акцию с громким чтением и обсуждением рассказа, стремились как можно подробнее познакомить ребят с малой прозой Митяева, а также с его славной судьбой и фронтовыми заслугами. Были подготовлены книжные выставки, в дополнение к интерактивному занятию были прочитаны иные рассказы фронтовика и показаны мультфильмы с «морскими» сюжетами по Митяеву. Кроме «Белой шхуны» вспомнили «Глоток воды» (Самарская область), анимационные ленты «Шесть Иванов – шесть капитанов», «Девочка и пираты» (Темгенево, Санкт-Петербург).

По нашему замыслу, дети могли нарисовать шхуну на бумаге, но активные участники пошли дальше: в Пителинском районе края ребята сложили кораблики-оригами. В рязанской школе № 26 совместно с педагогом песочной анимации «каждый ученик смог на песке оживить свою шхуну и отправить ее по волнам своей фантазии». А какие замечательные названия для судна рождались у ребят! Так, ребята из Ярославской области предлагали назвать шхуну «Победа», «Молния», «Звезда», «Надежда», «Ветер»…

Ну и, конечно же, во многих случаях была воссоздана проникновенная и динамичная атмосфера занятия: в Алтайском крае громкие чтения рассказа А. Митяева состоялись в солдатском блиндаже оформленном в библиотеке. Также присутствующие приняли участие в песенном флешмобе и исполнили песню «Катюша», затем прошли к памятнику «Скорбящая мать» и почтили минутой молчания память павших героев ВОВ. В Петербурге приготовили интерактивную программу «Морские волки, вперед!», куда входили игры «В поисках сокровищ», «Спасение утопающих», «Морской узел», была и пиратская викторина, и расшифровка радиограммы, «посылаемой» затонувшим судном. А также коллеги задумались с детьми о создании музея-корабля – музея на воде…

Приятно, что детям было очень интересно творчески потрудиться над митяевским сюжетом, узнать так много нового, интересного для них.  Юные читатели с радостью примеряли на себя морские законы, а еще готовы были от души пожалеть сломленную шхуну, которой «очень одиноко и грустно на дне».  Замечательно, что небольшой и довольно простой сюжет помог задуматься о важных вещах, соприкоснуться с историей и талантливыми людьми из прошлого!

Отмечаем, что с не меньшим успехом прошла и одноименная акция для дошколят. Согласно Положению, предлагалось прочитать с малышами рассказ «Якорь». Здесь проявили себя 6392 участника. А также примечательно, что хотя акция задумывалась в региональном масштабе, к ней с удовольствием присоединились коллеги (и дети) из Ростовской и Ленинградской областей. В десятках ДОУ «митяевская» акция позволила начать с ребятами разговор о Великой Отечественной войне и стала прологом к мероприятиям, приуроченным ко Дню Победы.

 

 

Поделиться: