У мальчишек и девчонок из 2 «Б» класса школы № 36 прошел последний, завершающий в этом учебном году библиотечный урок по программе «Вечная мудрость сказки».
Наш «Сундучок…» познакомил ребят с русскими волшебными сказками. Вначале они вспомнили и этот, и другие жанры сказок, рассказали об их особенностях (это повторение и закрепление пройденного).
Пожалуй, волшебные истории – самый любимый жанр у детей. Ведь такие сказки, по сравнению со сказками о животных или бытовыми байками, открывают перед нами удивительный, загадочный и неповторимый мир чудес. А чудеса начинаются с присказки: «в некотором царстве, в некотором государстве…» или «за тридевять земель, в тридевятом царстве…» (об этих зачинах ребята тоже знают).
Вспомнили и о том, что ни одна сказка не обходится без ярких образов: без таких существ, как Кощей Бессмертный, Баба Яга, кикимора болотная, леший, Змей Горыныч. Все они строят козни и препятствия героям, а затем… помогают, видя их смелость, доброту, находчивость.
Отвечая на вопрос, что же еще загадочного и необычного встречается в этих сказках, ребята дружно сказали про волшебные вещи и предметы. Мальчишки и девчонки весело поучаствовали в предметной викторине, где каждый участник мог выбрать и показать ту или иную «магическую» вещь одноклассникам. Так, из «волшебного сундучка» появлялись: ковер-самолет, ступа Бабы Яги, скатерть-самобранка, перо жар-птицы, перстни, сапоги-скороходы, иголка и яйцо, серебряное блюдечко и наливное яблочко.
На классной доске ребята рассматривали галерею иллюстраций из волшебных сказок, где герои используют чудесные вещи для достижения своих целей. Увидев на картинке печку с Емелей, которая лихо передвигается по деревне, дети дружно отметили, что она напоминает современный автомобиль. А вот летающий корабль, ковер, или деревянный орел – это, конечно, прототипы нынешних самолетов. Быстро отреагировали на сапоги-скороходы, сообразив, что, по нашим временам, это, конечно, ролики, или более современные средства передвижения (электросамокат, гироскутер), на которых они любят кататься. А вот над вопросом о голосе сказочного героя, который проходит и под землей и под водой, пришлось подумать. Не сразу ребята догадались, что тот самый голос – это все равно что сотовая связь.
Поразмыслив над загадками, сделали важный вывод о том, что не будь на свете сказочных фантазий, человек не создал бы столько полезных и нужных вещей, которые нас окружают в повседневной жизни.
Как всегда, ребята готовятся к уроку и читают рекомендованные сказки. Второклассники прочли две сказки – «Правда и Кривда» и «Чудесные лапоточки». Эти истории действительно очень интересные и очень поучительные, поэтому мальчишки и девчонки с удовольствием делились впечатлениями, мыслями.
Ребятам очень понравилась «Правда и кривда». Говоря о ней, можно смело назвать ее притчей, ведь в ней основное не сюжет, а главная мысль. В сказке говорится о противостоянии Правды и Кривды, которые поспорили о том, кто из них главнее для людей. Спорили, спорили и решили обратиться к писарю и судье, чтобы те их рассудили. Но выяснилось, что Правда никому не нужна, а легче и проще жить с Кривдой.
Ребята не согласились с этим утверждением героев. Ответы мальчишек и девчонок, как всегда, поразили искренностью, непосредственностью и недетской мудростью.
Иван у доски пересказывал и зачитывал самые интересные места в сказке, а ребята с места делились своими мыслями.
«У человека, который врет, говорит неправду – нет совести, а внутри него постоянно живет ложь. И исправляться он не хочет», – утверждал Илья. «Жить по правде – это, прежде всего, не врать, быть честным!..» – поддерживала его Маргарита.
А Ярослав, как всегда, очень эмоционально выражал свои мысли: «Правда не лжет, не выдумывает, а говорит то, что есть на самом деле!» «Правда всегда становится явью», – коротко и лаконично отметила Арина. Замечательно, что мальчишки и девчонки очень внимательно читали сказку и уяснили важную деталь. «Очень плохо, что люди, к которым пришли за помощью (писарь и судья), на деле оказались нечестными».
Подытожил обсуждение сказки Илья: «Человеку, который живет честно, по совести, никого не обманывает, – будут платить тем же. Поэтому лучше жить с правдой!»
Следующая волшебная сказка, которую читали ребята – «Волшебные лапоточки», в ней события разворачиваются вокруг необычной обуви. Смысл этой веселой, сатирической истории понятен сразу: «Нельзя без спроса брать чужие вещи, могут быть большие неприятности!»
«Эта сказка очень веселая, с юмором! – размышлял над сюжетом Илья, – понятно, что использовать чужие вещи без спроса нельзя. Волшебные лапотки слушаются только того, кем они сделаны».
Конечно, все ребята уверены, что брать без спроса, воровать – очень плохо! Соня и Аэлита говорили о том, что старичок делал лапотки для себя, они его и слушались, а воришки очень пожалели о своем поступке, ведь волшебные лапотки заставили их побегать до упада. Говоря о характерах героев, дети зачитывали отрывки из сказки: «Плохо я сделал, чужое добро взял без спроса!», «Как же я дедушку обидел…» или «Не тебе, мужику, такие лапти носить! Мне, барину, они лучше пригодятся».
Школьники с удовольствием пересказывали сказку, вспоминали смешные моменты и делали выводы о том, что с теми, кто раскаялся и пожалел о своем поступке, ничего плохого не случилось, а вот барин за свою жадность в болоте утонул….
А в завершении сказочного урока мальчишки и девчонки весело собирали пазлы-картинки по сюжетам прочитанных сказок.
В следующем учебном году ребят, уже третьеклассников, ждут и новые сказочные открытия!
ВЕДУЩИЙ МЕРОПРИЯТИЯ ДЕЛИТСЯ ФОТОГРАФИЯМИ ЗДЕСЬ