«Преданья старины глубокой» – это новая тема, с которой в конце ноября познакомились мальчишки и девчонки из 3«А» и 3 «Б» классов школы № 36 под руководством учителей Мануховой Л.Д. и Каршиевой Л.В., занимаясь по библиотечной программе «Вечная мудрость сказки».
Напомним, что цель этой программы – пробудить в учащихся утерянный в настоящее время интерес к сказкам народов России, их обычаям, традициям, культуре. Читая сказки, ребята учатся сопереживать и сочувствовать героям, радоваться тому, что справедливость торжествует, а зло всегда бывает наказано.
Приходит понимание, что в сказках всегда ценится доброта и верность, храбрость и честность, умение принимать решение в любой ситуации, как, впрочем, и в реальной жизни. Поэтому мальчишки и девчонки обсуждают на уроках поступки героев прочитанных сказок, ставя себя на их место.
«Преданья старины глубокой» – тема, которая познакомила ребят с татарским фольклором, а также с самим народом, который придумал эти чудесные сказки.
На уроке дети узнали из презентации о том, что Татарстан расположен в центре России, в месте слияния двух крупнейших рек — Волги и Камы. Узнали, что татары являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Познакомились с флагом и гербом Татарстана, а также с картой, где обозначены республики и области, с которыми этот субъект РФ соседствует.
Много нового и интересного услышали мальчишки и девчонки о столице – Казани, об известных уроженцах республики, которые прославили Россию своими талантами. Оказывается, здесь родился Фёдор Иванович Шаляпин — русский оперный певец, а недалеко от Казани, в городе Елабуге, появился на свет русский художник Иван Иванович Шишкин, который написал знаменитую картину «Утро в сосновом лесу».
Татары – прекрасные земледельцы, скотоводы и талантливые ремесленники. Они славятся вышивкой золотой нитью, изделиями из кожи и изготовлением национальной обуви. Обувь, которую носили татары – это кожаные башмаки и сапожки, по-татарски – «ичиги».
С интересом рассматривая изображения национальных костюмов, ребята узнали, что камзол носили не только русские, но и татары, башкиры и казахи. Как и все народы, живущие в многонациональной России, татары очень гостеприимная и дружелюбная нация. И это отражено во флаге Татарстана. Самая узкая полоса, расположенная посередине флага, окрашена в белый цвет. Она символизирует чистоту намерений, миролюбивое настроение народа Татарстана и стремление к согласию с соседними странами и республиками.
Знакомясь с национальной кухней, мальчишки и девчонки узнали о главных яствах татар. Кстати, одним из самых популярных сладостей здесь является чак-чак – обязательное угощение на всех праздниках и семейных торжествах. Почти все ребята дружно подняли руки в ответ на вопрос, кто из них пробовал это татарское лакомство. Бешбармак, чебуреки, треугольный эчпочмак с мясной начинкой, перемячи – пирожки, очень похожие на беляши, напитки айран и кумыс – всё это национальные блюда татарской кухни.
Интересный факт-секрет узнали мальчишки и девчонки на уроке. Не только сказки путешествуют по свету и пересказываются на новый лад в других странах у разных народов. Так случается и с блюдами. Например, русские пельмени, грузинский шашлык и таджикский плов нашли свое место в татарской кухне, обретя национальный колорит.
Ну и, конечно, самое главное, что мальчишки и девчонки из двух классов познакомились с устным народным творчеством татар, представленным в сказках и небылицах.
Как всегда, ребятам были предложены сказки, которые они должны были прочитать, подумать над их смыслом, нарисовать иллюстрации к ним. Так, мальчишки и девчонки из 3 «Б» прочли три истории: «Соловей», «Три совета отца» и шуточную озорную сказку-небылицу «Веришь, не веришь – не моя забота, слушай сказку, если охота».
Эту самую сказку ребята декламировали по ролям куплетами, и получилось очень интересно и весело: «Взяли как-то два чудака озеро за голубые бока, вытянули из берегов и в небе повесили меж облаков… Верь, если веришь своим глазам, — народ придумал, а я рассказал!». Кстати, ребята знакомы с этим жанром с раннего детства по небылицам, написанным Корнеем Чуковским, Ириной Токмаковой, Андреем Усачёвым.
Очень понравилась школьникам сказка «Три совета отца», и они с удовольствием вспоминали сюжет о братьях, не послушавших мудрых советов, которые дороже золота… Вот эти советы: «первыми никому не кланяйтесь— пусть другие вам кланяются», «всякую еду ешьте с мёдом», «спите всегда на пуховиках».
«Они потратили деньги отца на всякую мелочь, продали скот, не работали и стали бедняками», «наконец братья поняли всё, о чем говорил отец, и его советы очень пригодились им» – пересказывали ребята. И действительно, слова отца были очень мудрыми и полезными. Первый совет был о том, что стоит выходить на работу в поле чуть свет, и тогда все, кто проходит мимо, будут кланяться и желать хорошей работы. «И даже невкусная еда и черствая лепешка показались братьям медом, после того как они работали целый день, не разгибая спин» – вспоминали сказку дети. Ну а польза третьего совета вытекает из двух первых: «хорошо потрудившись и вкусно поев, каждый крепко уснет, как на пуховиках», – подвели итог ребята.
Говоря же о последней прочитанной сказке, «Соловей», дети единодушно сделали вывод: «она о находчивости и взаимовыручке, о свободе», «лучше жить на воле, в саду среди других птиц, чем в дорогой клетке с серебряными прутьями и золотым песком, на всем готовом в неволе».
А вот мальчишки и девчонки из 3 «А» класса читали совсем другие сказки: это «Перепел и лиса», «Мудрый старик» (ну а небылицу прочли ту же самую).
Обсуждая сказку «Перепел и лиса», мальчишки и девчонки постарались определить, в каком жанре она написана. И, конечно, безошибочно сказали, что это – сказка о животных. Ребята отметили, что сказка смешная и веселая, сатирическая. Дали характеристики героям – лисе и перепелу. «Лиса – хитрая, подружилась с перепелом, чтобы он ее кормил, развлекал и смешил», «…лиса ничего не делает для перепела, а всем пользуется, она эгоистка, так друзья не поступают», «в конце сказки перепел наказывает лису тем, что она так смеялась, так смеялась, что рот у нее с тех пор от уха до уха», – делились ребята своими мыслями о прочитанном.
А что же сказка «Мудрый старик»? Ребята сразу вспомнили, что по смыслу и сюжету она очень похожа на бурятскую, под названием «У старости – мудрость» (ее читали на прошлом занятии). Дети говорили о том, что нужно уважать и ценить старшее поколение, ведь у пожилых больше знаний и опыта, который может пригодиться молодым. «Падишах был глупым, –говорили ребята, – раз издал жестокий указ казнить стариков 70 лет, считая их бесполезными и ненужными». Молодые джигиты, у которых были старики, оказались смелыми и добрыми, они не бросили родителей, а спасли их от смерти. «Только благодаря уму и опыту своего отца юноша сумел выполнить все задачи, которые задавал ему падишах», был вывод ребят. Также дети определили, что к этой сказке очень хорошо подходит пословица «молодость плечами покрепче, а старость – головою».
В заключение все мальчишки и девчонки, которые прочитали сказки, ответили на вопросы и нарисовали иллюстрации, получили свои заслуженные пятерки и четверки.