Новости
29 Мая 2020
Василий Семенович Матушкин (1906 -1988 гг.) родился под Сталинградом, а в Рязани прошли поздние годы его жизни. И тем не менее, этот упорный в своих трудах человек сумел не только стать значимой литературной величиной в нашем крае, но и самобытным образом прославить его, переложив историю нашей землячки в своей повести "Любаша". Повести, ставшей событием в мире новой литературы – и это в 60-е годы, когда кипела и полнилась новинками всесоюзная издательская деятельность, столичная литературная жизнь.
Родился писатель в многодетной семье железнодорожного стрелочника, в деревне Дурникино Камышинского района Сталинградской области. С детских лет пришлось жить в нужде, перебиваясь случайными заработками. Так и познакомился юноша с профессиями каменщика, часовщика, кузнеца... А между тем, маленькие истории, рассказы начал писать в заветной тетрадке еще в младших классах. Когда вырос, обрел такие же, вроде бы, рабочие должности – был строителем Сталинградского тракторного завода, затем слесарем металлургического комбината "Красный Октябрь". Но в эти же годы он упорно овладевал знаниями и навыками из художественной области: посещал литературный кружок, много читал, старался постигнуть тайны писательского мастерства.
В 1931 году был опубликован первый рассказ Матушкина "Барабан", а вскоре одна за другой увидели свет его книги, посвященные таким же людям труда: "Изобретатели", "Сталевар Алешкин", "Приключения Кости-изобретателя". Василий Семенович умел хорошо и человечно написать о чужой судьбе, сделав из биографии – историю. Необычен был и густой, насыщенный язык его произведений, характерный, меткий, образный (позже его манеру станут сравнивать с манерой Платонова!)
Он знал, что такое настоящий творческий поиск, поиск слова, сравнения, и уже в зрелом возрасте рассуждал:
"Труд писателя – это беспрерывные родовые муки. Мысли просятся на бумагу, но выложенные на лист, они теряют свою привлекательность… Писатель начинает мять слова, шлифовать, ковать, вновь и вновь бросать в огонь, опять вынимать, обливаясь потом… Истинный момент – не когда он бросает работу над фразой, когда она становится дельной, а когда он полностью обессилевает и уже не может больше ничего сделать. Тогда он откладывает лист и посылает рукопись в набор. И, как правило, он до такой степени недоволен сделанным, что не в силах на первых порах прочитать изданную книгу".
...А когда его, еще молодого литератора принимали в Союз писателей СССР, членский билет он получил из рук Максима Горького, что было для того времени настоящей честью.
В эти годы, обретя большую творческую силу в своем упорстве саморазвития, он пишет и рассказы, и репортажи – увлекается журналистикой. Также Матушкин избирает стезю педагога (учится заочно). Впоследствии он станет собственным корреспондентом известного издания, всесоюзной "Учительской газеты".
К сожалению, его житейская участь была не столь безоблачна, что отчасти отразилось и на участи писательской. Были моменты, когда официальная система советской литературы, власти и цензуры пыталась отторгнуть писателя. На это накладывались нелады со здоровьем у его молодой супруги (та прервала учебу в педагогическом из-за развившейся глухоты), впоследствии сильно пострадало и его собственное здоровье.
В годы Великой Отечественной войны Матушкин уходит на фронт. Командует отделением полковой разведки, выполняя опасные боевые задания в тылу врага. Он прошел войну от самого начала боев вплоть до Победы: был тяжело ранен, затем снова призван защищать Родину.
С 1959 года Василий Матушкин жил и работал в Рязани. Важное место в этот период творчества писателя заняла тема характеров и судеб людей в военные, в первые послевоенные годы. В этом смысле его творческое устремление, его искания были чем-то родственны литературным трудам нашей землячки, писательницы Аллы Нечаевой. Ведь она также стремится рассказать о хороших людях, важных биографиях, именитых в своем деле земляках. Так, среди известных судеб, затронутых Матушкиным, – встреченный им именно в Рязани Борис Ковзан, Герой СССР, летчик-истребитель (ему и посвящена пьеса Матушкина "Иду на таран").
Правда, о военном времени Матушкину, педагогу по натуре, писалось нелегко, и он не так уж спешил выпускать из-под пера эти книги, эти сюжеты. Ведь на войне увидел в людях не только доброе, но и спорное, не только хорошее, но и жестокое. Легко ли это совместить с призванием учителя – желанием в прозе показать (научить!), как жить жизнью трудолюбивой, честной, продуктивной?..
И, может, именно потому такой удивительной ценностью стала его повесть "Любаша". Именно в образе главной героини были выведены те самые, искомые писателем-педагогом черты – бесстрашие, вера в лучшее, устойчивость характера, смекалка... Ценно и то, что прототипом главной героини произведения стала наша землячка, Надежда Ларионова из-под Касимова (конечно, писателю она повстречалась уже взрослой). Именно о ней – повесть про девчушку, которой в военные годы пришлось стать главой семьи и оберегать от голода и невзгод маленьких братьев и сестер. Повесть о юной деревенской работнице почты, которая первой получает письма-похоронки... "Любашу" напечатали сначала в столичном журнале "Октябрь", а затем в "Роман-газете".
Это произведение сразу же завоевало сердца читателей. Оно было неоднократно переиздано, переводилось на языки других народов, с успехом прошла и экранизация повести – удостоилась премии ХII Всесоюзного кинофестиваля в Ашхабаде. Известный прозаик и общественный деятель Виктор Астафьев, выбирая 10 лучших, по его мнению, повестей о Великой Отечественной войне, включил "Любашу" в сборник "Дорога в отчий дом", вышедший в честь 25-летия Победы. А еще повесть на долгие годы вошла в программу внеклассного чтения для школьников нашего края.
Упомянем и то, что Василий Семенович – автор не только 20 книг, но и десятка пьес, большинство из которых были поставлены на сценах Рязани и других городов нашей страны. А еще он побывал в должности ответственного секретаря Рязанской писательской организации. Так что его жизнь, объемная по своей географии, глубокая по совершенным делам, вместила многое и многое. Как и остальные судьбы, которым посвящены наши очерки о писателях-фронтовиках, она свидетельствует: прозаик не просто занимается текстом на бумаге. За этим текстом – сила множества событий, сила характера, удивительные приметы собственной биографии и жизни других людей.
Для подготовки очерка использовался материал с сайта litmir.me: предисловие Владимира Мавродиева к книге В. Матушкина "Цвет жизни".