22 января 2021 года исполнилось 117 лет со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара (Голикова), замечательного детского писателя, киносценариста подарившего мальчишкам и девчонкам разных поколений рассказы и повести, которые и сегодня интересны и увлекательны своим сюжетом – будто современные детективы! В то же время, эти рассказы заставляют задуматься о поступках и смысле жизни, о любви к стране в которой мы живем.
Учащиеся гимназии № 2 из 1 «Б» класса, вместе с учителем Н. Н. Федоткиной, приняли участие в литературном дистанционном уроке ко дню рождения Аркадия Гайдара.
Литературный час «Всадник, скачущий впереди» познакомил детей с героической биографией писателя. Конечно, современным ребятам трудно представить, что четырнадцатилетний Аркадий командовал полком, имел боевое оружие, отважно воевал, был тяжело ранен.
Он стал невероятно востребованным, знаменитым прозаиком. Погиб в 37 лет, выполняя боевое задание в Великую Отечественную Войну.
Юные читатели прочли два его рассказа, «Горячий камень» и «Совесть». Ребята читали и спрашивали себя, как бы они поступили на месте главных героев Нины Карнауховой и Ивашки Кудряшкина. Размышляя об этом, отвечали на вопросы в письменной форме (отчасти это стало заданием на всю семью: первоклассники еще не очень хорошо умеют писать, потому многим помогали родители дома).
Ребята проверяли себя на и внимательность, и на знание текста. А последний вопрос к рассказу «Горячий камень» был прямо-таки философским: «как бы вы поступили на месте Ивашки Кудряшкина, если бы нашли тот волшебный камень»?
«Не стал бы разбивать камень», – написали в унисон Андрей, Марк и Миша. «Я бы не хотела начинать жизнь сначала», – ответила Наташа. «Люди не хотят жить сначала, они ценят счастливые моменты своей жизни. Я пройду мимо камня!» – поделился еще один из ее однокашников.
А вот можно ли помочь при помощи камня близким или тем, кто очень нуждается, – об этом ребята задумались. «Я бы предложила какому-нибудь несчастному или больному человеку вернуть свою молодость», – по-доброму написала Василиса. «Предложил бы своей бабушке разбить его», «отнес бы дедушке…», – вторили одноклассники.
Как говорит народная мудрость, жизнь прожить – не поле перейти. Так и старик – герой сюжета – как написали ребята, ничего не хотел менять в своей судьбе, ему дорога была та жизнь, которую он прожил «трудно, но ясно и честно».
Читая рассказ «Совесть», ребята тоже остались один на один с очень сложными вопросами. Например: может ли совесть сделать человека лучше? Почему? Или: какие чувства испытывала Нина в конце рассказа? Или: почему Нина назвала малыша «несчастный прогульщик»?
Наташа ответила на это: «Совесть помогает распознать хорошие и плохие поступки, осознать свою неправоту». Никита: «Совесть может сделать тебя лучше, потому что помогает совершать хорошие поступки». Ярослава: «Человека мучает совесть, и он не будет поступать плохо»…
На вопрос, какие пословицы подходят для обсуждения этого рассказы, первоклассники безошибочно выбрали 2: «счастлив тот, у кого совесть спокойна» и «совесть без зубов грызет».
К большому нашему сожалению, мы не смогли пригласить ребят на мероприятие в библиотеку. Поэтому ребята вместе с учителем самостоятельно смотрели видеоматериалы о жизни и творчестве писателя, отвечали на вопросы, рисовали героев – и присылали свои работы нам по WhatsApp. Спасибо, друзья, вы большие молодцы!