«Всадник, скачущий впереди»

22 января 2021 года исполнилось 117 лет со дня рождения  Аркадия Петровича Гайдара (Голикова), замечательного детского писателя, киносценариста подарившего мальчишкам и девчонкам разных поколений рассказы и повести,  которые и сегодня  интересны и увлекательны своим сюжетом – будто  современные детективы!  В то же время, эти рассказы заставляют задуматься о поступках и  смысле  жизни, о любви к стране в которой мы живем.

Учащиеся гимназии № 2 из 1 «Б» класса, вместе с учителем Н. Н. Федоткиной, приняли участие в литературном дистанционном уроке ко дню рождения Аркадия Гайдара.

Литературный час «Всадник, скачущий впереди» познакомил детей с героической биографией писателя. Конечно, современным ребятам трудно представить, что четырнадцатилетний Аркадий командовал полком, имел боевое оружие, отважно воевал, был тяжело ранен.

Он стал невероятно востребованным, знаменитым прозаиком. Погиб в 37 лет, выполняя боевое задание в Великую Отечественную Войну.

Юные читатели прочли два его рассказа, «Горячий камень» и «Совесть». Ребята читали и спрашивали себя, как бы они поступили на месте главных героев Нины Карнауховой и Ивашки Кудряшкина. Размышляя об этом, отвечали на вопросы в письменной форме (отчасти это стало заданием на всю семью: первоклассники еще не очень хорошо умеют писать, потому многим помогали родители дома).

Ребята проверяли себя на и внимательность, и на знание текста. А последний вопрос к рассказу «Горячий камень» был прямо-таки философским: «как бы вы поступили на месте Ивашки Кудряшкина, если бы нашли тот волшебный камень»?

«Не стал бы разбивать камень», ­– написали в унисон Андрей, Марк и Миша.  «Я бы не хотела начинать жизнь сначала», – ответила  Наташа. «Люди не хотят жить сначала, они ценят счастливые моменты своей жизни. Я пройду мимо камня!» – поделился еще один из ее однокашников.

А вот можно ли помочь при помощи камня близким или тем, кто очень нуждается, –  об этом ребята задумались. «Я бы предложила какому-нибудь несчастному или больному человеку вернуть свою молодость», – по-доброму написала Василиса. «Предложил бы своей бабушке разбить его», «отнес бы дедушке…», – вторили одноклассники.

Как говорит народная мудрость, жизнь прожить – не поле перейти. Так и старик – герой сюжета – как написали ребята, ничего не хотел менять в своей судьбе,  ему дорога была  та жизнь, которую он прожил «трудно, но ясно и честно».

Читая рассказ «Совесть», ребята тоже остались один на один с очень сложными вопросами. Например: может ли совесть сделать человека лучше? Почему? Или: какие чувства испытывала Нина в конце рассказа? Или: почему Нина назвала малыша «несчастный прогульщик»?

Наташа ответила на это: «Совесть помогает распознать хорошие и плохие поступки, осознать свою неправоту». Никита: «Совесть может сделать тебя лучше, потому что помогает совершать хорошие поступки». Ярослава:  «Человека мучает совесть, и он не будет поступать плохо»…

На вопрос, какие пословицы подходят для обсуждения этого рассказы, первоклассники безошибочно выбрали 2: «счастлив тот, у кого совесть спокойна» и «совесть без зубов грызет».

К большому нашему сожалению, мы не смогли пригласить ребят на мероприятие  в библиотеку. Поэтому ребята вместе с учителем самостоятельно смотрели видеоматериалы о жизни и творчестве писателя, отвечали на вопросы, рисовали героев – и присылали свои работы нам по WhatsApp. Спасибо, друзья, вы большие молодцы!