В школе № 36 четвероклассники на библиотечном уроке с большим интересом узнали и побеседовали об удивительной истории маленького Феона – древнегреческого мальчика, который написал письмо своему отцу полторы тысячи лет назад.
Эту интересная, почти детективная история принадлежит перу Соломона Яковлевича Лурье (8 января исполнилось 130 лет со дня его рождения). С. Я. Лурье родился в Белоруссии в городе Могилеве, а учился в Петербургском университете на историко-филологическом факультете. Это был необыкновенный человек, обладавший разносторонними знаниями и увлечениями. Его перу принадлежат также научные труды, с которыми знакомы ученые с мировым именем. За свои исследования он получил звание профессора наук в области древнегреческой истории, филологии и математики. Все это дети узнали о писателе-эрудите, просмотрев видеоматериал.
Став взрослым человеком, Лурье не забыл о том, что он родом из детства, что маленькие мальчишки и девчонки по своей природе очень любопытные существа. И им хочется узнать не только, что будет завтра, но и что было тысячи лет назад: как жили люди, чем занимались, что думали и о чем мечтали. А учились ли они в школе? На чем писали? Наказывали ли их за невыполненные задания?
А так как среди его друзей были дети в возрасте от 2 до 12 лет, у профессора возникла идея рассказать современным ребятам о весьма сердитом письме древнегреческого мальчика своему отцу: письме, найденном среди оксиринхских папирусов (Оксиринх – город в Египте). И в 1929 году появилась книга, которая так и называлась, – «Письмо греческого мальчика».
Ребятам из 4 «А» класса нужно было заранее прочитать повесть, ну а на уроке четвероклассники оживленно отвечали на подготовленные библиотекарем вопросы. Например, что они узнали о профессии археолога. Почему найденные в Египте папирусы написаны на древнегреческом языке. Почему мальчик Феон решил объявить голодовку, если отец не возьмет его в Александрию. Очень актуальным, хотя и далеким от нынешних будней, оказался вопрос «какую фразу в древней школе, где учился Феон, ученики затвердили на память и писали на восковых дощечках». (Фраза такая – «Будь прилежен, чтобы тебя не выдрали»). Школьники, с удовольствием подготовившись к познавательному уроку, отвечали с отличным знанием текста!
Затем ребятам была предложена викторина «Камень, дерево, бумага». Это был своего рода экскурс в историю письменности. Вспоминали о том, что в древние времена, когда люди не умели ни читать, ни писать, весь жизненный опыт накопленный веками, хранили в своей памяти. Вся информация передавалась из уст в уста. А людей, которые обладали уникальной памятью, называли мудрецами и сказителями.
Узнали ребята и о том, что письмо можно было «написать» узелками и разноцветными шнурками-веревочками. И называется это узелковым письмом. Обучаться такому искусству письма нужно было годами в Боливии, Перу и Чили. Из распиленных на мелкие пластины морских раковин с дырочкой внутри тоже можно было составить письмо – это делали и в Древнем Китае, и в Африке, и в «индейской» Америке.
Последнее задание «Напиши мне письмецо», оказалось, наверное, самым интересным, и мальчишки, и девчонки весело принялись его выполнять.
Кстати, для этого тоже нужно было подготовиться дома. А именно – написать на черновике «зашифрованное» письмо о себе, своих увлечениях. При этом нужно было пользоваться не буквами, а особыми значками-пиктограммами или «иероглифами».
Ну а на занятии в школе ребята должны были переписать эти пиктограммы и иероглифы на «папирус». Сколько же было восторга и мук творчества, беготни к доске, где для ребят висели листки-шпаргалки с пиктограммами, обозначавшими разные действия, предметы, чувства.
«Я люблю ездить в лес с моей собакой и смотреть на бабочек», – зашифровала в своем письме Мария. А Александр поделился: «Я хожу в лес собирать грибы и ягоды». О своей любви к собакам, кошкам и даже лошадям написали многие четвероклассники – Илья, Наташа, Маша, Ульяна, Алена и Екатерина…
Мальчишки зашифровали в своих рисунках любовь к футболу к спорту. А вот девочки поведали, что любят мороженое и конфеты.
А еще все они обожают в свои годы играть, рисовать, гулять, плавать, смотреть телевизор, читать книги, учиться в школе и ходить в библиотеку. Вот о чем написали в письмах ученики 4 «А», словно тот древнегреческий мальчик Феон, который жил в Египте полторы тысячи лет назад. Хронику этого занятия – с рисунками, шифрами, ребячьими улыбками – мы с удовольствием объединили в нашем слайдшоу.