«Вечная мудрость сказки»: читаем, обсуждаем, рисуем

Учащиеся 2 «А» и 2 «Б» классов школы № 36 совместно с учителями Мануховой Л.Д. и Каршиевой Л.В. в новом учебном году с удовольствием участвуют в программе библиотечных мероприятий «Вечная мудрость сказки».

Как мы уже отмечали, цель этой программы – пробудить в ребенке утерянный в настоящее время интерес к сказке, способной воспитать в нем доброту и верность, храбрость и честность, умение сострадать и радоваться, самостоятельность в принятии решений.  Ребята учатся анализировать и поступки сказочных героев – и, ставя себя на место персонажей, свое собственное поведение.

В сказке есть все: захватывающий сюжет, сатира и веселая шутка, самые невероятные истории с волшебными превращениями, там человек и животные разговаривают, дружат, а порой и ссорятся. Ведь не случайно А. С. Пушкин написал замечательные строчки: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

Мальчишки и девчонки на первом занятии познакомились с жанрами  русских народных сказок. Узнали, что они делятся на три вида: истории о животных, волшебные и бытовые. Ребята с удовольствием размышляли, в чем отличие этих трех типов.

Второклассники посмотрели презентацию о различиях сказок. После чего весело отвечали на вопросы викторины и определяли жанр той или иной чудесной миниатюры, размышляли, чем же животные похожи на людей, вспоминали волшебные вещи и волшебных созданий, живущих в сказках. Узнали ребята и о том, что сказка существует по своим законам: «от начала начинается, до конца читается, а в серединке не перебивается».

Оказывается, даже в маленьком и «волшебном» повествовании есть свой порядок или композиция. Здесь имеются зачин, основная часть и концовка. Конечно же, мальчишки и девчонки сразу поняли, что зачин – это самое начало. И сразу привели примеры: «жили-были..», «в некотором царстве, тридевятом государстве..». А в завершении сказки – тоже всем знакомые слова: «тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец» или «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

Конечно же, шел разговор и о главных героях сказок, которые имеют разные черты характера, отрицательные и положительные качества. Ведь сказки не только развлекают. Поступки персонажей учат различать добро и зло, быть смелыми и действовать справедливо. И это отлично понимают второклассники, они не хотят равняться и быть похожими на злых и завистливых, глупых и ленивых действующих лиц.

Наоборот, ребята говорили о том, что им нравятся храбрые и находчивые герои сказок – ведь они приходят на помощь слабым и беззащитным. Симпатии детей на стороне тех, кто правильно поступает и уважительно относится к старшим, поэтому добро всегда на их стороне, а волшебные существа им постоянно помогают.

В заключение библиотечного урока второклассники получили задание прочитать по три сказки о животных. 2 «А» класс – сказки «Лиса и тетерев», «Курочка, мышка и тетерев», «Лиса и журавль»; 2 «Б» – сказки «Лиса и дрозд», «Заяц-хвастун», «Журавль и цапля».

Поделиться: