«Словари всё равно, что часы…»

6 октября шестиклассники школы № 7 познакомились с фактами биографии и с наследием Владимира Даля, а также выполнили задания по текстам «Толкового словаря живого великорусского языка».

Интересное занятие развивало сообразительность детей и помогало заглянуть в словари без скуки. Школьники, вместе с главой методико-библиографического отдела, разобрались, зачем словари и прочие справочные издания нам нужны, познакомились с наукой лексикографией, с профессией лексикографа. На примере Даля – который действительно с любовью разбирал «живой» пласт родной речи – увидели, что профессия эта не кабинетная, она порой связана и с приключениями, и с путешествиями, требует наблюдательности и везения. В то же время, формируя будущий «Толковый словарь живого великорусского языка», автор провел работу, сопоставимую с трудами целой команды академических специалистов.

Ребята рассмотрели новейшие издания Даля с красочными иллюстрациями. Разделившись на группы, они позанимались с лексикой той поры, а также их ждали электронные вопросы и подсказки на экране.

Дети искали значения заданных слов, показывали архаизмы с помощью пантомимы (нужно было избочениться, повернуться одесную, встать фертом и поднять длань). Разобрали по словарю Даля, чем различаются лошадиные масти. Определяли и распределяли по колонкам редкие и старинные названия животных и растений…

Оказалось, язык это поле для непрестанных открытий! Теперь ребята и сами стали немного исследователями: Владимир Иванович Даль вдохновил их вдумчиво читать текст и ценить роль словаря.

Поделиться: