Сказки севера

9 ноября для учащихся школы № 18 (дети с ОВЗ) был проведен библиотечный урок по программе «Вечная мудрость сказки». На предыдущих занятиях ребята уже познакомились с различными жанрами сказок, узнали, что эти произведения бывают волшебными и бытовыми, а еще есть и такие, где главными героями выступают животные. Дети читали и обсуждали прочитанное, разгадывали викторины и собирали пазлы, смотрели мультфильмы…

А теперь ребятам предстояло познакомиться с фольклором народов, живущих на территории России.

«Сказки Севера…» — так было названо это мероприятие, оно сопровождалось показом видеоматериалов о народах российского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Школьники прослушали рассказ о традиционных занятиях и обычаях этих народов, образе жизни, о том, в какой одежде северяне ходят, чем питаются, какие животные обитают рядом. А еще — какие сказки представляют их исконную культуру.

Мальчишки и девчонки узнали, что Север населяют разные народы: якуты, чукчи, эвенки, ханты, манси, коряки, ненцы и другие национальности. Интерес вызвала информация, что каждый из этих народов говорит на своем родном языке, что у них всех своя, особая национальная одежда, как и пища, песни, танцы, свои занятия, работа, свои легенды и предания.

Конечно, школьники познакомились со сказками, которые им были предложены. Это чукотская «Птичка-пуночка» и эскимосская «Бычок и лисичка».

Дети посмеялись над лисичкой из эскимосской сказки, которая горько плакала, жалуясь маме-лисе на морского бычка, ведь он наговорил ей обидных слов. Но она первая, как вспомнили и сами ребята, стала называть бычка «быче-быче-бычок толстопузый, быче-быче-бычок большеротый», чем обидела его!

И, конечно, поговорили о поступках персонажей, обсудили их. Ребята, как всегда, порадовали своими размышлениями, они не боялись выражать свои мысли, свое отношение к главным героям.

«Никому не нравится, когда говорят обидные слова или дразнятся,» — напоследок дружно сделали вывод школьники. И были правы.

…Узнали ребята и о том, что на севере климат очень суровый, зима длинная и снежная, а лето очень короткое, и что многие народы живут не в больших городах, а в тундре.

Северяне занимаются охотой и рыбной ловлей, а еще пасут оленей. Помощниками в этих суровых условиях для людей служат собаки — лайки, которые стерегут жилища кочевников от хищников, помогают охранять стада, возят грузы, почту и пассажиров.

Ребята были удивлены, увидев фотографии необычных жилищ, узнали о том, что дома у народов ханты, манси, ненцев называются по-разному (чум или яранга) но принцип постройки у них один. Такие сооружения похожи на шалаш — тонкие шесты поставлены конусом и обтянуты оленьими шкурами.

Очень удивились ребята и тому, что на Чукотке строят дома изо льда и снега, и называются эти дома «иглу». Их возводят для себя эскимосы — малочисленный народ нашей страны, который тоже живет по своим обычаям и традициям.

На севере очень холодно, поэтому люди научились делать теплые дома и теплую одежду, это помогает им выжить в таких суровых условиях. Всю свою одежду люди шьют из меха оленей, песцов, лис.

Но и в эти суровые и холодные края приходит короткое лето, и тогда в тундре можно собрать ягоды – клюкву, голубику, бруснику и морошку, а также грибы, заготовить лечебные травы.

В ходе беседы ребята задавали много вопросов, получали на них ответы и узнали много нового и интересного, ведь наша страна огромна, разнообразна и многонациональна.

В заключение детям был показан мультфильм «Тумасипа» по сказке манси «Два охотника». А вот нанайскую сказку «Айога» мальчишки и девчонки будут смотреть в школе и нарисуют иллюстрации. Это станет домашним заданием для ребят.

«Сказки Гор» — таково будет следующее занятие, на котором дети познакомятся с фольклором народов, живущих немного ближе к небу и солнцу.

Поделиться: